Автогонки Формула 1 являются самым статусным и престижным состязанием в мире автоспорта. Несмотря на некоторый спад популярности чемпионата, в нем до сих пор вертятся очень большие деньги. Откуда в первой формуле деньги и сколько получают в Формуле 1. Давайте разбираться.
Содержание материала
Бизнес империя F1
Формула 1 – это огромная бизнес империя общей стоимостью более полутора миллиардов фунтов стерлингов. Самое зрелищное шоу в мире автоспорта стоит очень дорого поскольку его проведение требует комплексных высокотехнологических решений, которые сумме вылетают в копеечку. Формулы 1 это великолепное шоу и демонстрация самых передовых технологий в области автомобильной промышленности. Но захватывающее зрелищем с эффектной развязкой этапы Формулы 1 являются не так уж часто. По сути сегодня Формула 1 – это продуманный, выверенный и очень длинный рекламный ролик.
Неравенство конюшен
В Формуле есть так называемая «большая пятёрка» – пять конюшен между которыми по большому счету и разыгрывается чемпионат, остальные пять-шесть участников – статисты.
Мало того, что изначально Ferrari, Mercedes, McLaren, Red Bull Racing и Williams имеют гораздо большие финансовые возможности чем остальные команды, так еще и бессменный руководитель Формулы 1 Берни Экклстоун усиливает это неравенство распределяя бонусы среди представителей большой пятерки.
Читайте также:
>>> Сколько зарабатывает пилот самолета
Откуда деньги в Формуле 1?
Прежде чем ответить на вопрос сколько получают в Формуле 1, важно помнить известную шутку, что Формула 1 легко превращает миллиардера в миллионера. Это горькая шутка, но в ней к сожалению довольно много правды. Давайте разберемся откуда вообще в первую формулу поступают деньги. Бюджет чемпионата наполняется из нескольких источников.
Рекламные контракты
Самый очевидный источник денег – спонсор. Пул рекламодателей у чемпионата самый представительный это авиакомпания Emirates, банк UBS, страховая компания Allianz и многие другие ведущие мировые бренды.
Рекламная кампания в Формуле 1 совершенно очевидно будет очень дорогостоящей, но не всегда эффективной. Большие бренды по-прежнему идут на такие риски и спонсируют конюшни. Как раз маленьким и локальным рекламодателям делать в Первой формуле совершенно нечего. А чем глобальнее и крупнее компания, тем реклама в Формуле 1 для нее эффективнее.
15-20 лет назад в золотые времена Формулы 1 в ней были представлены по сути все основные производители сигарет. А такой крупный игрок на табачном рынке как British American Tobacco имел в автогонках собственную команду. Эти времена к сожалению для хозяев первой формулы безвозвратно миновали.
Несколько лет от Формулы ушел крупнейший спонсор телекоммуникационная компания Vodafone, но очевидную финансовую брешь после ухода даже такого крупного игрока оперативно залатали. Сейчас суммарно контракты приносят Формуле 1 более 400 миллионов долларов в год.
Продажа телетрансляций
У Формулы 1 — глобальная телеаудитория. За квалификацией проходящей накануне гонки и естественно за самой гонкой следят любители автоспорта по всем миру. При этом похоже, что пик популярнсти первой формулы позади.
В конце 90-х за Гран-при следили полутора-два миллиарда человек. С уходом трансляций на платные каналы количество зрителей упало три-четыре раза. Сейчас за гонками по телевизору регулярно следят не более 450 миллионов человек. Но это по-прежнему большие цифры и телекомпании продолжают закупать весьма дорогостоящие права на показ гонок.
Читайте также:
>>> Сколько зарабатывает курьер Яндекс Еда
Взносы организаторов
Создатель Формулы 1 Берни Экклстоун сумел доказать устроителям гонок, что это они должны платить Формуле 1 за право принять Гран При на своей территории. В большинстве других статусных гоночных сериях трассы содержат организаторы чемпионата.
Но созданный Берни бренд выстраивал систему при которой все платят ему. В конце 90-х проведение этапа Формулы 1 было статусным событием. Многие страны желали провести один из этапов у себя повысив престиж и увеличив туристические и инвестиционные потоки.
Сейчас начала наблюдаться обратная тенденция, страны Европы стали отказываются от своих этапов. Зато появились Гран При Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна. На подходе денежные мешки из Азербайджана и Катара. Гран В Россию Формула пришла уже на спаде в 2010 году. Взносы организаторов приносят Формуле 1 около 700 миллионов долларов за сезон. Сейчас в самом престижном соревновании в мире автоспорта вращаются примерно такие сумм, а о том сколько получали в Формуле 1 на пике популярности в конце 90-х можно только гадать.
Вип ложи, мерч и сувениры
В этой позиции доход не так велик, но для имиджа мероприятия очень важен. Продажа различной продукции с символикой первой формулы приносит ей за год около 100 миллионов долларов. Реализация статусных билетов на гонки в два раза больше порядка 200 миллионов долларов.
Даже эту позицию Берни Экклстоун отжал для себя. Устроители гонок по соглашению вынуждены отдавать самые лучшие места организаторам.
Половина дохода распределяется (крайне неравномерно) между командами, вторую забирает себе сама компания.
Сколько получают в Формуле 1
Больше всего интересно разумеется сколько получают пилоты в Формуле 1. В отличие от например сведений о доходах игроков в НХЛ которые совершенно прозрачны, мир зарплат в Формуле 1 покрыт мраком. Но благодаря инсайдам общественности доступны вот такие цифры по доходам топ-10 гонщиков чемпионата.
номер | имя | конюшня | сумма |
1 | Льюис Хэмилтон | Мерседес | 35 миллионов долларов |
2 | Себастьян Феттель | Феррари | 30 миллионов долларов |
3 | Макс Ферстаппен | Ред бул | 16 миллионов долларов |
4 | Даниэль Риккардо | Рено | 15 миллионов долларов |
5 | Нико Хюлькенберг | Рено | 10 миллионов долларов |
6 | Валттери Боттас | Мерседес | 8 миллионов долларов |
7 | Ромен Грожан | Хаас | 7 миллионов долларов |
8 | Серхио Перес | Рейсинг Пайнт | 5 миллионов долларов |
9 | Кими Райкконен | Альфа Ромео | 5 миллионов долларов |
10 | Карлос Сайнс | Макларен | 4 миллиона долларов |
Даже беглый взгляд на зарплатную ведомость позволяет сказать, что на данные момент Формула 1 считает супер-звездами только Хэмильтона и Феттеля. Их доход в разу отличается от остальных гонщиков в списке.
Для сравнения российский гонщик Формулы 1 Даниил Квят получает около 2 миллионов долларов.
Формула 1 и Россия
Вообще с появлением в первой формуле долгожданного российского пилота Даниил Квята и проведением одного из этапов чемпионата в Сочи связывали оживление прежнего интереса к автогонкам среди россиян.
В конце 90-х в нашей стране Ф1 была очень популярна. Этапы начало транслировать центральное телевидение и у них были очень большие рейтинги. Даже те, кто ничего не понимал в автогонках легко могли назвать два-три известных им имен автогонщиков. В понедельник итоги очередного этапа обсуждали и младшие школьники и их учителя. Трудно представить что было бы, появись Даниил Квят в Формуле 1 в то время.
Сейчас же автогонки первой формулы являются для россиян очень нишевым интересом. Эксперты говорят о том, что примерно 20% испытывают интерес к этому виду спорта. Но нам кажется, что эта цифра несколько преувеличена.
Читайте также:
>>>Сколько зарабатывают таксисты?
Опрос по теме
Зарплаты техников в боксах Формулы 1
Всегда интересно узнать сколько получают люди, которые занимаются обслуживанием и обеспечивают этого грандиозного шоу. Так вот средний работник бокса получает примерно 76 тысяч долларов в год. Самыми высокооплачиваемыми являются инженеры их годовой доход составляет почти 125 тысяч долларов в год. Труд механиков оценивается гораздо ниже – 56 тысяч долларов в год.
При этом важно учитывать, что большое значение имеет в какой конюшне трудится технический специалист. Те, кто обслуживает болиды Феррари получают несколько больше тех, что следят за состоянием Хаас.
Видео по теме
Как обычно в заключении приводим несколько ссылок на видеоматериалы по теме статьи.
Ролик о том, сколько зарабатывают пилоты Формулы 1
Интересное видео о физической подготовке пилотов первой формулы