Со времен Советского Союза учителя получают зарплату не соответствующую их нагрузке. Но если в СССР педагогам платили немного, то сейчас учителя в глубинке зачастую едва сводят концы с концами, при этом в отчетах чиновников о заработной плате учителей фигурируют цифры имеющие мало общего с действительностью. Почему так получается и сколько получают учителя в России и в Москве? Давайте разбираться.
Содержание материала
История и эволюция учительства
Человечество училось с момента своего появления. Люди наблюдали за действиями друг друга и таким образом перенимали полезные навыки. Дети смотрели за старшими и пытались повторять действия за ними. У кого-то показывать и объяснять получалось лучше чем у остальных. Постепенно суть занятий этих людей свелась только к передаче полезного знания подрастающему поколению.
У слова педагог, являющегося синонимом слова учитель – греческие корни. В Древней Греции этим термином называли специального раба. Он не выполнял работы по хозяйству, а только занимался с детьми и обучал их умениям и навыкам, которыми владел сам. Слово школа позаимствовано у тех же древних греков греков. У них был термин схоле который можно перевести как отдых. Древние не считали обучение трудным занятием, напротив, они полагали, что человек когда учится – отдыхает.
Позднее, в Средние века, школы открывались в основном при монастырях и учителями в них служили монахи, которые преподавали в свободное от церковных дел время. С развитием цивилизации и накоплении багажа знаний, все больше возникала необходимость в людях, способных последовательно и планомерно на регулярной основе передавать свои знания группам специально организованных детей.
Появились методики обучения. Количество изучаемых дисциплин неуклонно росло. Как и количество обучаемых детей. И наконец в XX веке цивилизованные страны реализовали программу поголовной грамотности. Количество детей из года в год увеличивается и потребность в учителях растет.
Сколько получают учителя
Зарплата педагогов в регионах
Официальная статистика рапортует, что в среднем к началу 2020 года зарплата учителя составляет 45 608 рублей. Казалось бы не такие уж и маленькие деньги. Но в реальности все оказывается не совсем так как в отчетах.
Во-первых подобные показатели дают представление лишь о «средней температуре по подъезду». В некоторых регионах например на Дальнем востоке зарплата учителя высока, поскольку там в принципе зарплаты выше. А во-вторых в отчетах не фиксируется тот факт, что для того, чтобы выйти на эти показатели многие учителя работают по полторы ставки.
Ниже мы приводим пять регионов в которых зарплата учителя самая высокая по стране.
№ | Округ | зарплата учителя (руб) |
1 |
Чукотский автономный округ |
93 147 |
2 |
Москва |
92 944 |
3 |
Сахалинская область |
71 104 |
4 |
Магаданская область |
70 459 |
5 |
Камчатский край |
68 154 |
А вот регионы, где с оплатой труда преподавателей сосем худо.
Читайте также:
>>> Сколько зарабатывает инженер
№ | Округ | зарплата учителя (руб) |
1 | Кабардино-Балкарская Республика | 21 612 |
2 |
Карачаево-Черкесская Республика |
21 735 |
3 | Республика Северная Осетия — Алания | 21 943 |
4 |
Ивановская область |
22 809 |
5 |
Республика Калмыкия |
23 495 |
По факту все бывает еще хуже. В некоторых регионах (например в Орловской области) ситуация близка к критической. Учитель высшей категории, за одну полную ставку часто получает не более 10 тысяч рублей. В том случае, если набирает себе максимум дополнительных обязанностей и нагрузок – он имеет зарплату в 16–17 тысяч рублей. Старые кадры уходят, новых молодых специалистов на такие условия привлечь просто невозможно.
Доход учителя в Москве
Мэр Москвы Сергей Собянин в конце декабря 2019 года в ходе ежегодного отчета в Мосгордуме сказал, что средняя зарплата московского педагога составляет более 115 тысяч рублей. Больше других зарабатывают преподаватели иностранного языка и учителя математики. У этих московских специалистов зарплата около 100 тысяч рублей.
И так вполне достойное финансирование образования в столице увеличено еще на четверть. Это серьезное повышение – гордо сказал мэр. И тут с ним нельзя не согласиться. Педагоги в Москве действительно сейчас получают очень достойно.
Школы получают щедрое финансирование вне зависимости от района, в котором они находятся. При этом разброс зарплат не очень большой. Даже начинающие педагоги получают по 55–60 тысяч рублей.
Какими глазами смотрят на эту ситуацию учителя из провинции догадаться несложно…
Опрос по теме
Общая ситуация с зарплатами учителей
Низкие зарплаты у учителей, почему так происходит?
Учителя выполняют работу государственной важности, но финансирование их труда происходит не из федерального, а из муниципального бюджета. Так было не всегда, создавший нынешнюю ситуацию расслоения заработков перевод совершили в последнее десятилетие прошлого века. Тогда федеральный бюджет был пуст и чтобы хоть немного его разгрузить финансирование учителей спустили на уровень ниже.
Учителя и в Орловской области и в Москве и на Чукотке выполняют одну и ту же работу, но получают совершенно разные зарплаты. Ситуацию исправил бы, например, перевод учителей в ранг государственных служащих, но законодатель на это не пойдет, на это просто нет денег. Ведь, очевидно, что поддержка образования не приоритетная цель для нынешней власти.
Система формирования зарплаты учителя
Последнее время законодатель пытается решить проблему менее болезненным для себя способом. Найти модель для объективной оценки работы учителя. В рамках этой работы реализуются различные пилотные проекты в регионах, тестирующие новые системы оплаты труда. На данный момент в стране существуют три основные модели оплаты труда учителя.
«Базовый оклад» — при этой системе зарплата педагога образуется из ставки к которой прибавляются различные коэффициенты. На итоговую сумму влияют следующие дополнительные показатели:
- классное руководство;
- заведование кабинетом;
- проверка тетрадей;
- профилактика безнадзорности;
- организация экскурсий;
- работа с родителями;
- наставничество
- уровнь квалификации учителя
При этой системе педагог как персонаж в компьютерной игре стремится насобирать как можно больше различных монеток-бонусов, чтобы в конце уровня-месяца иметь приемлемый счет-зарплату. При этом поощряются количественные показатели, за качество никто не доплачивает.
Читайте также:
>>> Сколько платят учителю начальных классов
У модель «Ученико-час» основным и главным критерием влияющим на зарплату учителя является количество учеников. Своей прямой зависимостью от количественных показателей эта модель похожа на предыдущую. Эта система поощряет формирование больших классов, в которых учителю гораздо труднее поддерживать дисциплину и пытаться достучаться до каждого конкретного ученика.
У «Все включено» коэффициентов нет. В рамках этой модели директор с учителем индивидуально проговаривают все моменты и распределяют рабочую нагрузку на неделю и устанавливать порядок и величину оплаты учебных и неучебных часов. Эта модель более гибкая и позволяет иметь дело с нетипичными случаями.
Как рассчитывается зарплата учителя
Зарплата педагога состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. Итоговая величина зарплаты – это сумма этих двух частей.
Базовая ставка определяется законодательно для региона в котором расположена школа. Она формирует бОльшую часть зарплаты педагога. Считается, что ее платят за выполнение основных трудовых обязанностей учителя. При этом берется в расчет условия труда специалиста и общий объем выполненной работы.
Величину стимулирующей части зарплаты на основе утвержденных показателей определяет сам совет школы. Учитывается не только поведенные часы, но и весь комплекс полезной деятельности. Например изготовление пособий для уроков, проверка тетрадей с домашним заданием учеников и прочее.
Зарплата администрации школы и конкретно ее директора происходит исходя из уровня средней оплаты учительского труда. Этот показатель используется в качестве ориентира, но безусловно руководство школы получает существенно больший оклад, чем работающие в ней учителя.
Реформа зарплат учителей
Несколько лет назад правительство обозначило своей приоритетной задачей поднять величину средней зарплаты российских учителей.
В бюджете на прошедший год, а также на два ближайших законодательно предусмотрено последовательное увеличение зарплат учителей. Все необходимые деньги заложены в расходную часть бюджета страны. Каковы же эти увеличения?
- за 2019 год – на 6%;
- в 2020 году – на 5,4%;
- в 2021 году – на 6,6%.
Но если разобраться эти увеличения не меняют ситуации в целом. Если у педагога в регионах зарплата было 20 000 рублей, то после первого этапа кошелек учителя потяжелеет на 1 200 рублей. Разве это много?
Читайте также:
>>> Сколько зарабатывают священники
Сколько получают учителя в реальности? Даже в соседних в недалеких от столицы Тверской и Владимирской областях часто ставка учителя составляет примерно 8 тысяч рублей за 18 часов. Педагоги вынуждены работать по 30-35 часов, чтобы свести концы с концами. У заслуженных специалистов есть доплата за категорию, для самой высокой она составляет 40% от ставки.
Есть доплаты за классное руководство но они часто символические – пара тысяч рублей. Учителя стараются брать подработку, дают дополнительные уроки, занимаются репетиторством. И все это для того, чтобы в сумме выйти на нижний уровень средней зарплаты по региону. Работая на износ учитель часто просто не в состоянии давать глубокие знания по своему предмету.
С молодыми учителями в регионах ситуация еще хуже. Выпускникам педагогических ВУЗов приходится начинать с самых низов. Официальная «голая» зарплата молодого перспективного специалиста при полной загрузке в средней полосе России около 10–12 тысяч рублей. Месячный доход со всеми стимулирующими выплатами едва дотягивает до 20 тысяч. Разве поможет в такой ситуации повышение зарплаты на 6%?
Образование
В нашей стране довольно много учебных заведений, которые готовят молодых педагогов. Профессию учителя можно получить и в профессионально-техническом училище, и в колледжах, и конечно в институте. Высшие учебные заведения с педагогическим профилем в настоящее время есть почти в каждом регионе нашей страны.
Лучшие педагогические университеты страны:
№ | Полное название | Аббревиатура |
1. |
Московский педагогический государственный университет | МПГУ |
2. |
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена | РПГУ |
3. |
Воронежский государственный педагогический университет | ВГПУ |
4. |
Армавирская государственная педагогическая академия | АГПУ |
5. |
Ярославский государственный педагогический университет |
ЯГПУ |
Специфика профессии
Задачи и обязанности учителя
Основные задачи, которые ставит перед учителем современное российское общество заключаются в:
- формирование у учеников общих моральных и нравственных принципов;
- развитие у ребенка чувства собственного достоинства и умения сформулировать и отстоять свою точку зрения;
- умение выражать свои мысли и чувства устно и письменно;
- донесение до учеников важности умения взять на себя ответственность.
Профессиональные качества
Для того чтобы стать хорошим специалистом выпускник педагогического ВУЗа должен обладать целой палитрой разнообразных качеств. Среди основных можно назвать:
- широкий кругозор;
- хорошая дикция и правильная русская письменная и устная речь;
- умение удерживать внимание класса в течение долгого времени;
- пытливый ум и желание узнавать и усваивать что-то новое;
- умение сконцентрироваться когда это необходимо;
- выдержка и самообладание, учитель должен повышать голос только в крайних случаях, если он все время кричит– он плохой учитель;
- эмпатия – умение сострадать важное, если не ключевое качество необходимое при работе с детьми;
Плюсы и минусы профессии
Плюсы | Минусы |
|
|
Видео по теме
Как обычно в заключении приводим несколько ссылок на видеоматериалы по теме статьи.
Видео на тему какая зарплата у региональных учителей. Менее чем за год видео набрало 130 тысяч просмотров.
И в пару к тому ролику, что выше, видео о том, какая зарплата у московских учителей