В России сейчас не очень много чего производят, но всем торгуют. Особенно это бросается в глаза, когда приезжаешь в небольшой районный город центральной России. Если пройти по его центральной улице, то каждый второй дом будет магазином, а каждый пятый – торговым центром. В такой ситуации спрос на работников прилавка в стране все последние годы остается стабильно высоким. Так в чем специфика этой работы и сколько получает продавец, давайте разбираться.
Содержание материала
История профессии
Торговля является одним из самых древних занятий человека. Изначально полезные излишки люди обменивали, но обмен не очень гибкая операция и далеко не всегда условия сделки были одинаково удобны обеим сторонам. После того, как люди придумали оптимальное мерило всех ценностей – деньги, появилась полноценная торговля и люди, которые посвящали все свое время этому занятию – торговцы.
Более привычное для нас слово продавец вошло в обиход в нашей стране лишь в конце позапрошлого века. До этого момента людей связанных с торговлей называли купцами. Более мелкие торговцы, специализирующиеся на снабжении сельских районов промышленными товарами народного потребления, назывались офенями и коробейниками.
Первые настоящие продавцы занимались торговлей в крупных магазинах, появившихся в Петербурге и Москве все тогда же – в конце XIX века. Сейчас по данным статистики, около 16% взрослого населения России работают продавцами. Это профессия в основном для молодых людей. По статистике 76% претендентов на должность продавца-консультанта – это люди до 30 лет.
Торговля – самая популярная сфера деятельности работоспособного населения, а продавец – самая массовая профессия среди россиян. Производство есть далеко не везде, а торговые точки повсеместны и всем им требуются сотрудники.
Сколько получают продавцы в Пятерочке и Магните мы разбирали в отдельных материалах. Писали и о специфике работы в Макдональдсе. Поэтому в данной статье разберем общие принципы профессии продавца.
Сколько получает продавец
Зарплата продавца в регионах
Средняя заработная плата продавцов в регионах не слишком высока — приблизительно 27 тысяч рублей. В продуктовых сетях она ниже. А ведь именно на этот сегмент и приходится львиная доля трудоустроенных в отрасли работников.
Зарплата продавцов в сетевых магазинах сильно зависит от региона. Зарплата продавцов-консультантов магазинов Леруа Мерлен обычно повыше коллег из продуктовых магазинов – около 35 тысяч рублей. В крупных городах доход человека, работающего в М-видео, составляет около 30 тысяч рублей. В небольших – меньше 25 тысяч. У работников магазинов Эльдорадо сопоставимые оклады.
Более высокие доходы у продавцов мебели, элитных ювелирных украшений и брендовой одежды.
Зарплата продавца-консультанта в Москве
Зарплата продавца в Москве в среднем в полтора-два раза выше дохода на сопоставимых позициях работников в провинции. Для столицы характерен большой разброс в доходах работников торговли. На кассе в сетевом маркете на окраине у МКАДа получают около 25 тысяч, а продавец элитной недвижимости может иметь ежемесячный доход в 200 000 рублей.
регион | средняя зарплата | |
1 | Россия | ~27 тысяч |
2 | Москва | ~36 тысяч |
3 | Санкт-Петербург | ~29 тысяч |
4 | Екатеринбург | ~24 тысячи |
5 | Воронежская область | ~23 тысячи |
6 | Красноярский край | ~22 тысячи |
7 | Волгоградская область | ~18 тысяч |
8 | Ставропольский край | ~17 тысяч |
Специфика профессии
Должностные обязанности
Обязанности продавца во многом формирует специфика продаваемого им товара. Но есть и принципы общие для всех. Образцовый труженик прилавка должен:
- быть приветливым и предупредительным с покупателями;
- предоставить заинтересовавшимся клиентам полную информацию о товаре;
- при необходимости упаковать купленный товар;
- своевременно заказывать пополнение купленной продукции;
- следить за актуальностью ценников;
- заниматься оформлением витрин.
Читайте также:
>>> Сколько зарабатывает психолог
Личные качества продавца:
- Продавец должен уметь любить общаться с людьми. Мизантропам и социофобам очень тяжело стоять за прилавком. Карьеру в сфере торговли с такими личными качествами точно не построишь. Так какие качества в себе развить будущий продавец?
- Открытость и коммуникабельность. Доказано, что искренняя улыбка продавца увеличивает вероятность покупки;
- Честность. Обманутый покупатель не придет в магазин, где с ним плохо обошлись и вдобавок разнесет информацию о неблаговидном поведении продавца в кругу знакомых и родных. Небольшая выгода от обмана может обернуться потерей в выручке в будущем, особенно если город, где расположен магазин не слишком велик.
- У продавца должна быть прокачена долговременная и оперативная память и также хорошие арифметические способности.
Навыки, необходимые продавцу:
- умение обращаться с кассовым аппаратом;
- умение обнаруживать фальшивые купюры;
- четкое представление о том, как нужно заполнить товарную документацию;
- базовое умение работать в программе 1С.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы | Минусы |
|
|
Опрос по теме
Составляющие заработка продавца-консультанта
Чтобы разобраться сколько получает продавец, следует понять из чего формируется его зарплата. Как правило то, сколько получает продавец напрямую зависит от его умения заинтересовать своим товаром нейтрально настроенного покупателя и силы убеждения, способной склонить колеблющегося клиента к покупке.
Разумеется продавец получает фиксированную часть дохода, на которую вышеперечисленные качества не оказывают никакого влияния. Но кроме «фиксы» на суммарный заработок продавца как правило напрямую влияет процента от продаж.
Продавец-консультант более сложная должность, такой специалист должен не только оформить продажу, но и провести сравнительный анализ предоставленной линейки товаров. Такие работники как правило кровно заинтересованы в объемах продаж, а их месячный доход плавающий. Он зависит от личных качеств, характера продукции и специфики торговой точки.
Читайте также:
>>> Сколько зарабатывает Путин
Часто работодатель стимулируя продавцов к более активной работе с покупателями делает фиксированную часть их зарплаты довольно низкой. Компенсирую это большими бонусами в случае высокого уровня продаж. При такой системе целеустремленные и коммуникабельные продавцы могут получать в два раза больше пассивных.
Вторая часть зачастую превосходит первую в разы, но чтобы это утверждение работало нужно и хорошо потрудиться. Обычно большими доходами могут похвастаться активные и целеустремленные люди.
Фактор специфики товара
Кроме того очень важным фактором для определения финальной суммы заработка продвца-консультанта является стоимость товара. Как правило чем товар дороже, тем больше величина бонуса продавца. Продавцы-консультанты в ювелирных магазинах, магазинах мебели или дорогих часов получают гораздо больше, чем те, что работают в компаниях продающих косметику среднего ценового диапазона.
Любопытно, что и манера общения с покупателями в торговых точках реализующих дорогой штучный товар совсем другая, по сравнению с магазинами торгующими ширпотребом. Работники бутиков совершенно не навязчивы, у них нет задачи продать свой товар как можно быстрее, а есть понимание, что покупатель часто дозревает к покупке медленно и важно не спугнуть этот процесс.
Иногда удачным признается несколько продаж за целый месяц. Это характерно например для такого специфического товара как новые автомобили. Продавцы-консультанты тратят на общение с клиентом долгие часы. Они должны быть обходительны и вежливы. При этом многие из посетителей автосалонов на самом деле не планируют покупку в ближайшее время.
Большинство из них не вернутся для повторного осмотра ограничившись пробным тест-драйвом. И единицы из тех, кто вернется действительно купят демонстрируемую машину.
Есть специфика сезонных товаров, грамотному продавцу-консультанту важно ее учитывать.
Читайте также:
>> Сколько зарабатывают переводчики
Видео по теме
Как обычно в заключении приводим несколько ссылок на видеоматериалы по теме статьи.
Ролик о специфики работы продавцом-консультантом в магазине одежды. Очень информативный ролик, в нем обсуждается какие существуют нюансы продажи одежды, сколько получает продавец, почему худший способ начать работу с клиентом – спросить, чем ему помочь, какое слово – приятно слышать любому покупателю; чего нельзя делать продавцу-консультанту, если в магазине есть покупатели и многое другое. У ролика менее чем за год набралось свыше 160 тысяч просмотров.
Видео о том, что должен прежде всего уметь и любить любой продавец. И как эти факторы влияют на величину зарплаты продавца